МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(январь – май 2012 года)

 

1.                Право ребенка на жизнь и охрану здоровья.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № 1186 «О приостановлении действия постановлений Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 307 и от 24 февраля 2010 г. № 86»

С 1 января 2012 года до 1 января 2014 года приостанавливается действие отдельных постановлений Правительства Российской Федерации, в частности постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 года № 307 «Об утверждении технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

Таким образом в настоящее время приостановлено действие Регламента, устанавливающего в целях защиты жизни или здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей продукции,  требования безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

 

Письмо Минздравсоцразвития России от 29.12.2011 № 15-4/4240-07

Минздравсоцразвития России разъяснены некоторые вопросы, связанные с переходом с 1 января 2012 года на критерии рождения, рекомендованные ВОЗ

В частности, предоставлена информация о том, что  согласно приказу Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 года  № 1687н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке ее выдачи» на новорожденных, родившихся живыми, выдается медицинское свидетельство о рождении (форма 103/у).

Помимо этого  разъясняется, что на переходный период возможна выдача медицинских свидетельств о рождении по учетной форме № 103/у-08 «Медицинское свидетельство о рождении», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 года № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти».

Обращено внимание, что медицинская помощь женщинам при преждевременных родах должна оказываться в соответствии с клиническим протоколом, утвержденным  в  Методическим письмом от 16 декабря 2011 года № 15-4/10/2-12700; а медицинская помощь новорожденным, интенсивная терапия и выхаживание детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела - в соответствии с клиническим протоколом, утвержденным Методическим письмом № 15-0/10/2-11336 от 16 ноября 2011 года.

Также даны разъяснения относительно срока, на который будет выдаваться листок нетрудоспособности при преждевременных родах, наступивших в период от 22 до 30 недель беременности. Он составит 156 календарных дней.

Приказ МВД России от 23.12.2011 № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации»
Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2012 № 23298.

Согласованный с Минздравсоцразвития России приказ МВД России утверждает Инструкцию, регламентирующую порядок доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации.

Инструкцией предусмотрено, что основными функциями полиции по доставлению лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в состоянии опьянения, являются: не только выявление их на постах и маршрутах патрулирования; но и осуществление вызова выездной бригады скорой медицинской помощи на место их обнаружения; предупреждение совершения противоправных действий в отношении вышеуказанных лиц, а также оказание им первой помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью; а при отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи - доставление указанных лиц в медицинские организации.

Помимо этого закреплено, что сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России, и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения

 

Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687н "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи»

Указанный нормативный правовой акт в целях реализации положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает новые критерии рождения ребенка живым. При этом учитываются:

- сроки беременности - 22 недели и более;

- масса и длина тела ребенка при рождении (500 грамм и более, менее 500 грамм при многоплодных родах, если масса неизвестна - 25 см и более);

- признаки  живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента).

Также утверждена новая форма документа о рождении "Медицинское свидетельство о рождении", а также требования к его заполнению.

 

Постановление Роспотребнадзора от 22.02.2012 № 17 «О проведении дополнительной иммунизации против полиомиелита в Российской Федерации в 2012 году»

В целях предупреждения распространения дикого вируса полиомиелита на территории Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации поручается организовать и провести дополнительную иммунизацию (два тура) против полиомиелита детей в возрасте с 1 года до 3 лет.

Обращено внимание на необходимость подготовки списков детей, подлежащих дополнительной иммунизации, с учетом детей, временно находящихся на территории субъекта Российской Федерации (беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов и других).

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 259 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа»

Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, в отношении которого проводится предварительное расследование по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - несовершеннолетний), для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием в соответствии с частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - медицинское освидетельствование).

Обращено внимание, что медицинское освидетельствование несовершеннолетнего при рассмотрении вопроса о возможности его направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа должно осуществляться врачебной комиссией медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения

Медицинское освидетельствование проводится с целью установления у несовершеннолетнего наличия или отсутствия заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 518.

В целях его проведения следователь или дознаватель направляет руководителю медицинской организации постановление, а также принимает меры по доставлению несовершеннолетнего, в отношении которого вынесено постановление, в назначенные руководителем медицинской организации день, время и место.

Перечень мероприятий, проводимых при медицинском освидетельствовании, и перечень участвующих в его проведении врачей-специалистов утверждаются Минздравсоцразвития России.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 259 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа»

В целях реализации положений уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих, что медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, утверждены Правила такого медицинского освидетельствования.

Правила регламентируют порядок медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, в отношении которого проводится предварительное расследование по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Целью такого освидетельствования является установление у несовершеннолетнего наличия или отсутствия заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 518.

Перечень мероприятий, проводимых при медицинском освидетельствовании, и перечень участвующих в его проведении врачей-специалистов утверждаются Минздравсоцразвития России.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.02.2012 № 16 «О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации»

В целях обеспечения охраны здоровья населения, повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» принят ряд мер, направленных на повышение эффективности борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИД.

В частности, поручено:

принять меры по обеспечению в необходимых объемах ВИЧ-инфицированных женщин, имеющих грудных детей, молочными смесями для искусственного вскармливания в целях недопущения инфицирования детей вирусом иммунодефицита человека при грудном вскармливании;

обеспечить активное привлечение средств массовой информации для проведения разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании;

принять меры по решению вопроса о выделении ассигнований на приобретение антиретровирусных препаратов для проведения профилактики профессионального инфицирования ВИЧ у медицинских работников;

обеспечить осуществление контроля за своевременностью и полнотой диспансеризации детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, своевременностью постановки диагноза ВИЧ-инфекции и снятия с учета детей с перинатальным контактом по ВИЧ.

 

Письмо Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»

Одной из важнейших задач совершенствования организации школьного питания является формирование у детей культуры здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также осуществление соответствующей просветительской работы среди детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива. В этой связи Институтом возрастной физиологии РАО подготовлены методические рекомендации, направленные на формирование культуры здорового питания детей.  

Определено, что культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).

Обращено внимание, что системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления:

рациональную организацию питания в образовательном учреждении;

включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания;

просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений.

Разработанные методические рекомендации предназначены для использования в практической работе и включают в себя, в числе прочего, социологические анкеты, темы лекций для родителей обучающихся, вспомогательные таблицы.

 

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

В соответствии с утвержденным Порядком для выбора медицинской организации, оказывающей бесплатную медицинскую помощь, необходимо обратиться в нее с письменным заявлением.

Закреплены обязательные реквизиты заявления:

сведения о медицинской организации, принявшей заявление,

информация о гражданине (его представителе),

номер полиса ОМС,

наименование страховой медицинской организации,

а также иные сведения в соответствии с установленным перечнем.

Кроме того, необходимо предъявить оригиналы некоторых документов, в том числе:

свидетельство о рождении (для детей до 14 лет),

документ, удостоверяющий личность (для граждан РФ - паспорт),

полис ОМС,

вид на жительство (для иностранных граждан) и пр.

Предусмотрено, что гражданин должен быть проинформирован о врачах данной организации, о территориях обслуживания, о количестве граждан, выбравших данное лечебное учреждение.

Выбор медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи в плановом порядке осуществляется по направлению лечащего врача. При этом гражданин должен быть проинформирован о медицинских организациях, в которых возможно оказание такой помощи с учетом сроков ожидания, установленных территориальной программой.

 

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 № 34 «О внесении изменений в главу II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)»

Внесены изменения в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)

Единые санитарные требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза.

Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.

Изменения внесены, в частности, в разделы, устанавливающие требования безопасности:

к пищевым продуктам;

к товарам детского ассортимента;

к товарам бытовой химии и лакокрасочным материалам;

к печатным книгам и другим изделиям полиграфической промышленности, предназначенным для детей и подростков;

к материалам для изделий, контактирующим с кожей человека, одежде, обуви;

к пищевым добавкам и ароматизаторам.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 97 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации»

В целях приведения в соответствие с новой редакцией единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза внесены изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации.

В частности, внесены изменения, в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».

 

2.                Права ребенка в сфере семейного воспитания.

«Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  20.07.2011)

Верховным Судом  Российской Федерации  обобщена  судебная  практика по делам, связанным с воспитанием детей

Анализ судебной практики показал, что суды в большинстве случаев правильно определяют законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Вместе с тем в обзоре приведены не только положительные, но  и отрицательные примеры выполнения судами требований норм Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующих:

порядок принятия искового заявления по спорам, связанным с воспитанием детей (определение лиц, имеющих право на подачу таких исковых заявлений);

порядок и содержание подготовки дел к судебному разбирательству (необходимость получения от органов опеки и попечительства до судебного заседания актов обследования условий жизни лиц, в частности, претендующих на воспитание ребенка);

участие в рассмотрении дел органов опеки и попечительства (их статус в процессе, определение конкретного органа либо нескольких органов, привлекаемых к участию в процессе);

участие прокурора в рассмотрении дел (обязательность участия прокурора в делах об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах);

рассмотрение судами дел об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, а также об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (перечень и значение различных обстоятельств, подлежащих выяснению при решении этих вопросов, источники информации об этих обстоятельствах, мировые соглашения по указанным вопросам);

рассмотрение судами дел о лишении родительских прав (право ребенка на подачу соответствующего заявления, необходимость извещения о рассмотрении такого заявления другого родителя, проживающего отдельно, в т.ч. и находящегося в местах лишения свободы, обстоятельства, подлежащие исследованию при рассмотрении дела по существу);

рассмотрение судами дел о восстановлении в родительских правах (необходимость тщательного изучения изменившихся обстоятельств).

 

«Обзор судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.03.2012)

 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.03.2012,  касается судебной практики по уголовным и гражданским делам, а также практики Европейского Суда по правам человека. Один из вопросов, помещенных в Обзоре – отмена усыновления.

Один из рассмотренных вопросов – отмена усыновления.

Обращено внимание, что усыновление может быть отменено по иску заинтересованной стороны, если это отвечает интересам ребенка.

В пункте 5 Обзора (раздел «Судебная практика по гражданским делам») указывается, что виновное поведение усыновителей в отношении усыновленного ребенка не является единственным основанием для отмены усыновления. Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание судов общей юрисдикции на то, что в статье. 141 Семейного кодекса  Российской Федерации предусмотрено, что усыновление может быть отменено в случае, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, а также по другим основаниям исходя из интересов ребенка.

При этом в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что суд, исходя из пункта 2 статьи 141 Семейного кодекса Российской Федерации, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, если по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. Отсутствие взаимопонимания между усыновленным и усыновителями также относится к подобным обстоятельствам.

Как следует из примера, представленного в Обзоре, родители поместили усыновленного ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних, так как между ними сохранялись конфликтные отношения. При этом усыновители сознательно раскрыли ребенку тайну усыновления.

В данной ситуации суд должен изучить сложившуюся ситуацию для выяснения того, соответствует ли сохранение усыновления интересам ребенка. Указанные обстоятельства, безусловно, должны были оцениваться судами при решении вопроса об отмене усыновления.

Также Верховный Суд Российской Федерации в этом пункте Обзора отметил, что суды в первую очередь должны оценивать ситуацию с точки зрения интересов ребенка, что соответствует положениям Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации вносятся изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на урегулирования порядка усыновления (удочерения) на территории Российской Федерации.

Лица, желающие взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны представить документ о прохождении соответствующей подготовки.

С 1 сентября 2012 года устанавливается обязанность прохождения специальной подготовки в целях обеспечения психолого-педагогической и правовой готовности лиц к приему в свою семью ребенка. Исключение делается для близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

В этой связи нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам передачи детей на воспитание дополнены положениями, предусматривающими обязанность будущих усыновителей (опекунов, попечителей) представить документ (свидетельство) о прохождении в установленном порядке специальной подготовки.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2012 № 474 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью»

Предусматривается более широкое использование информационных технологий в  процедурах, связанных с оформлением усыновления, установления опеки и попечительства, временной передачи детей на воспитание в семью.

Заявления с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в орган опеки и попечительства, причем граждане смогут подавать их не только лично, но и с использованием федерального или регионального портала государственных и муниципальных услуг либо через официальный сайт органа опеки и попечительства. Заявления могут подаваться также через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

Документы, подтверждающие наличие у заявителей необходимых доходов, подготовки, жилищных условий, отсутствие судимости и т.д., запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного электронного взаимодействия, процедура которого подробно регламентирована (некоторые документы граждане в последующем должны самостоятельно представлять в оригинале).

Помимо этого уточняются факты уголовного преследования, наличие которых является основанием для отказа гражданину в усыновлении (удочерении) ребенка либо временной передачи его на воспитание в семью. В этой связи предусматривается, что  усыновителями или воспитателями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. В соответствии с ранее действующим законодательством  препятствием являлась лишь «судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан».

 

 

 

3.                Право ребенка на образование.

 

Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Утверждено Типовое положение, регулирующее деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех

В соответствии с указанным типовым положением дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, а также осуществляет присмотр и уход за детьми, обеспечивает их воспитание, обучение, оздоровление и развитие.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Установлено 8 видов дошкольных образовательных учреждений:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

Определено также, что группы дошкольного образовательного учреждения могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Отмечается, что языки, на которых ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяются учредителем или уставом.

В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций, а образование носит светский характер.

Установлены также положения, касающиеся организации и управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, его комплектования, а также порядка формирования и распоряжения его имуществом.

Федеральный закон от 28.02.2012 № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2012 года.

Федеральный закон предусматривает, что государство оказывает гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, устанавливаются правовые основания финансового обеспечения за счет средств соответствующих бюджетов расходов негосударственных образовательных учреждений при получении гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Предусматривается финансирование расходов, в частности, на оплату труда педагогических работников, учебные пособия, технические средства обучения, игрушки и прочие расходные материалы.

Тем самым создаются правовые основы для равных условий участия в предоставлении услуг дошкольного и общего образования.

Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 68 «Об утверждении сроков, единого расписания, формы и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2012 году»

Установлено расписание ЕГЭ по русскому языку и математике на 2012 год для отдельных категорий выпускников.

Определены даты экзаменов, в частности:

для выпускников, которым предоставляется право на досрочное прохождение государственной (итоговой) аттестации;

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с общественно опасным поведением и образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.

 

Приказ Минобрнауки России от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения»

Определен  порядок  приема граждан Российской Федерации  в федеральные государственные общеобразовательные учреждения, государственные общеобразовательные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные общеобразовательные учреждения, негосударственные общеобразовательные учреждения  для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Действие настоящего Порядка распространяется на образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы.

Предусмотрено, что правила приема граждан определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлено, что правила приема в муниципальные общеобразовательные учреждения должны обеспечивать первоочередной прием граждан, которые проживают на территории муниципального района или городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением. Таким лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Прием в 1 класс для закрепленных лиц осуществляется не позднее 31 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года. Прием закрепленных лиц осуществляется без вступительных испытаний. Зачисление оформляется приказом руководителя в течение 7 рабочих дней после приема документов. Прием осуществляется по личному заявлению родителей или законных представителей ребенка при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Родители имеют право по своему усмотрению предоставлять медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка и иные документы.

Образовательное учреждение не позднее 1 августа размещает на своем сайте, на стендах, а также в СМИ информацию о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Предусматривается, что к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню мировых университетов

Кроме того, Правительству Российской Федерации поручено:

- обеспечить проведение до конца декабря 2012 года мониторинга эффективности деятельности государственных образовательных учреждений и реорганизацию неэффективных учреждений;

- до конца 2012 года довести размер стипендий до величины прожиточного минимума очникам первого и второго курса, обучающимся по программам бакалавриата;

- к 2015 году увеличить объем внутренних затрат на научные исследования и разработки до 1,77 процента ВВП;

- к 2016 году обеспечить стопроцентную доступность детских садов для детей от 3 до 7 лет.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2012 № 475 «О внесении изменения в пункт 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов»

Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации  на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования теперь утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации. Ранее распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждалось Минобрнауки России.

Соответствующее изменение внесено в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112.

 

Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.

 

Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2012 № 23290
)

 

Значительно расширен на 2012/2013 учебный год перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе

Перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, по сравнению с 2011/2012 годом увеличен с 1363 до 2150 позиций, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - с 61 до 68.

Перечень учебной литературы, допущенной к использованию в общеобразовательных учреждениях, содержит 349 наименований, допущенной к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - 43.

 

 

4.                Жилищные права ребенка.

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 6-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

Родитель, приобретший квартиру в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, имеет право на налоговый вычет.

Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащим Конституции Российской Федерации положение абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налоговый кодекс Российской Федерации (устанавливает право на налоговый вычет в связи с приобретением жилья, в т.ч. квартиры), т.к. оно не исключает право родителя, который понес расходы на приобретение на территории Российской Федерации жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, на однократное использование имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных расходов в установленных законом пределах.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, в частности, что предоставление родителям возможности получить имущественный налоговый вычет на основании факта приобретения в собственность своих детей недвижимости (жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них) - один из элементов многоаспектного механизма поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, являющейся конституционной обязанностью Российской Федерации.

Ранее Конституционный Суд Российской Федерации уже признавал право на налоговый вычет в отношении родителя, приобретшего квартиру в общую со своим несовершеннолетним ребенком долевую собственность (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 № 5-П).

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 60 процентам российских семей, желающим улучшить свои жилищные условия, до 2020 года будет дана такая возможность посредством предоставления доступного и комфортного жилья.

В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено, в частности, обеспечить:

до 2017 года - увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 процентов;

до 2018 года - снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта;

увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год;

создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.

Помимо этого Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит, в числе прочего, разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов, обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень доходов.

 

5.                Право ребенка на отдых и оздоровление.

Приказ ФСКН России от 10.02.2012 № 50 «О размере выплаты денежных средств сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ для оплаты стоимости путевок их детей в организации отдыха и оздоровления детей в 2012 г.»

Для сотрудников органов ФСКН России в 2012 году установлена компенсация стоимости детских путевок, составившая 10800 рублей на каждого ребенка. Размер выплаты по сравнению с 2011 годом не изменился.

Денежные средства предоставляются один раз в год для оплаты стоимости путевок для детей школьного возраста (от 6,5 лет (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения) до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 433 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления размера пособия (выплаты) на проведение оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей)»

С 2012 года размер пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, ставших инвалидами (погибших, пропавших без вести), составит 17882 рубля, в 2011 году указанное пособие составляло 16870 руб.

Соответствующее изменение внесено в акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие правила осуществления указанной выплаты отдельным категориям военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

 

6.                Социальная помощь и социальная поддержка детей и семей с несовершеннолетними детьми

 

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.12.2011 № 14-03-18/05-16244

Разъясняется порядок индексации с 1 января 2012 года размеров некоторых видов пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей

Размеры следующих видов пособий с 1 января 2012 года устанавливаются с учетом коэффициента 1,06:

пособия по беременности и родам, выплачиваемые женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях);

минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 

Письмо ФНС России от 23.01.2012 № ЕД-4-3/781@ «О направлении письма Минфина России»

Разъясняется, что переплата по НДФЛ, образовавшаяся в связи с увеличением с 1 января 2011 года размера стандартного налогового вычета на детей, может быть возвращена налогоплательщику на основании его заявления.

В налоговые органы направлены письма Минфина России по вопросам предоставления налогоплательщикам НДФЛ стандартного налогового вычета, в которых разъяснен порядок возврата переплаты по НДФЛ, возникшей у некоторых налогоплательщиков в 2011 году из-за изменения размеров и правил предоставления стандартных вычетов.

Приказ Минздравсоцразвития России от 21.02.2012 № 145н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации»
(зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2012 № 23405
)

Срок выплаты Фондом социального страхования  Российской Федерации пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем или невозможности выплаты в связи с недостаточностью средств на его счете составляет- 10 календарных дней со дня поступления документов

В Административном регламенте определены:

круг заявителей;

требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;

стандарт предоставления государственной услуги (результат, срок, исчерпывающий перечень документов);

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

формы контроля за предоставлением государственной услуги;

досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий должностных лиц.

Письмо Пенсионного Фонда  Российской Федерации  № ЛЧ-28-24/843, Минобрнауки России № МД-36/03 от 27.01.2012 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 926»

Пенсионным фондом Российской Федерации подготовлены рекомендации, касающиеся содержания договора с образовательным учреждением в случае принятия решения о направлении средств материнского капитала на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении.

Предусмотрено, что средства материнского капитала могут направляться не только на оплату обучения ребенка, но и на его содержание в образовательном учреждении.

Средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении путем безналичного перечисления этих средств на счета (лицевые счета) образовательного учреждения, указанные в договоре.

К заявлению о распоряжении средствами материнского капитала прилагается договор между лицом, получившим государственный сертификат, и образовательным учреждением, в котором рекомендуется указывать:

реквизиты для перечисления средств;

расчет размера платы за содержание ребенка в образовательном учреждении с указанием суммы средств, направляемых органами Пенсионного фонда Российской Федерации;

сроки направления средств (ежемесячно, ежеквартально, одной суммой за учебный год);

возможность возврата образовательным учреждением в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации неиспользованных средств в случае расторжения договора или истечения срока его действия.

Приказ Минздравсоцразвития России от 27.01.2012 № 64н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России 23 декабря 2009 г. № 1012н»

В соответствии с новеллами предусматривается, что если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается по месту работы (месту жительства) родителя, с которым ребенок совместно проживает.

В этом случае в числе документов для назначения указанного вида пособия необходимо представить также свидетельство о расторжении брака и документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с одним из родителей.

Другое изменение направлено на изменение порядка выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. В  соответствии с прежней редакции  данное пособие назначалось и выплачивалось не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами, в настоящее время - пособие будет выплачиваться не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 247 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2011 г.»

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2011 года, которая  снизилась более чем на 1,2 процента.

Для сравнения в  IV квартале 2011 года величина прожиточного минимума на душу населения определена в размере 6209 рублей (в III квартале - 6287 рублей), для трудоспособного населения - 6710 рублей (ранее - 6792 рубля), пенсионеров - 4902 рубля (4961 рубль), детей - 5993 рубля (6076 рублей).

 

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2012 № 163н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 71н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1141 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка»

Внесен ряд изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 01.02.2011 № 71н.

Основная новелла заключается в изложении в новой редакции формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 377 «О внесении изменения в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»

Внесенные изменения позволили упростить процедуры, касающиеся распоряжения средствами материнского капитала, направляемыми на получение ребенком образования

К заявлению о направлении средств материнского капитала на указанные цели, подаваемому в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, теперь требуется  прилагать только заверенную образовательным учреждением копию договора на оказание платных образовательных услуг. Ранее к заявлению необходимо было прилагать также копию выданной образовательному учреждению лицензии на право осуществления образовательной деятельности и копию свидетельства о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 318 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления отдельных государственных услуг в сфере социальной защиты населения»

Дополнены положениями, регулирующими порядок межведомственного электронного взаимодействия, некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся предоставления государственных услуг в сфере соцзащиты населения.

Изменения и дополнения внесены в акты Правительства Российской Федерации, в том числе,  по вопросам обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей погибших военнослужащих, и предоставления пособий на проведение летнего отдыха детей военнослужащих.

 

Письмо ФНС России от 25.04.2012 № ЕД-4-3/6995@ «По вопросу предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату обучения брата (сестры) налогоплательщика»

Социальный налоговый вычет в размере расходов на оплату обучения брата (сестры) предоставляется налогоплательщику независимо от степени полнородности

Такой социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком за обучение ребенка, а также брата (сестры) по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях в возрасте до 24 лет (но не более 50 000 рублей на каждого ребенка).

При этом в письме ФНС России отмечено, что положениями Налогового кодекса Российской Федерации не установлено ограничений на право предоставления данного налогового вычета с учетом степени полнородности братьев или сестер.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

Правительство Российской Федерации должно обеспечить к 2018 году повышение суммарного коэффициента рождаемости в Российской Федерации до 1,753 (коэффициент рождаемости - показатель числа детей, рожденных в среднем одной женщиной; в 2008 году данный показатель составлял 1,49, в 2012 году предположительно 1,6).

С 2013 года планируется осуществлять софинансирование за счет бюджетных ассигнований расходных обязательств субъектов Российской Федерации по выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет.

 

 

7.                Право ребенка на досуг и культурную среду.

8.                Право ребенка на информационную безопасность.

 

Постановление Правительства Российской Федерации         от 03.02.2012 № 75  «Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами»

 

В случае выявления факта несоответствия содержания СМИ обязательным требованиям, руководитель органа по контролю принимает решение о вынесении письменного предупреждения учредителю (редакции) СМИ или решение об организации проверок

Определен порядок осуществления мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о СМИ учредителями, редакциями, издателями и распространителями СМИ, государственными органами, организациями, общественными объединениями, журналистами, при которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.

Мероприятия проводятся Роскомнадзором и его территориальными органами по месту нахождения органов по контролю в соответствии с их служебными обязанностями на основании плановых заданий. Мероприятия осуществляются в форме систематического наблюдения за соответствием обязательным требованиям содержания СМИ, а также анализа полученной информации.

 

9.                Трудовые права несовершеннолетних.

10.            Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

11.            Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

·      безнадзорные или беспризорные дети;

·      дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С 1 января 2013 года будет создан специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Определено, что таким лицам региональными органами власти должны предоставляться однократно благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Данное положение справедливо для вышеуказанных лиц, не являющихся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, а также в случае, если вселение детей-сирот в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания названным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма может быть однократно заключен на новый пятилетний срок по решению регионального органа власти. Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается региональным законодательством.

Жилые помещения предоставляются детям по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В предусмотренных региональным законодательством случаях допускается предоставление жилых помещений детям-сиротам до достижения ими возраста 18 лет.

Жилые помещения будут предоставляться в виде жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам, установленным региональным законодательством.

Вышеуказанные лица не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

 

Приказ Минздравсоцразвития России от 20.03.2012 № 244н «О нормативах затрат на проведение в 2012 году диспансеризации одного ребенка»

Нормативы затрат на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не изменились

В 2012 году они составят, так же, как и в прошлом году, 2313 рублей на одного ребенка в возрасте от 0 до 4 лет включительно и 2900 рублей на одного ребенка в возрасте от 5 до 17 лет включительно.

Норматив затрат на проведение диспансеризации одного ребенка учитывается при предоставлении субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на указанные цели.

 

 

·      дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети – инвалиды;

Приказ Минздравсоцразвития России от 27.03.2012 № 271н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно»

Определена последовательность административных процедур при предоставлении Фондом социального страхования  Российской Федерации государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно

Утвержден Административный регламент, определяющий сроки и последовательность действий территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации при предоставлении государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте (железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместным купе и вагонов повышенной комфортности), водном транспорте третьей категории, автомобильном транспорте общего пользования, авиационном транспорте (экономическим классом) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга) к месту лечения и обратно.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 89 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»

Теперь категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться и на 5 лет.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, в которые вносится указанное дополнение, категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться также на 1 год, 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.

Установлено, что группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования либо категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет может устанавливаться, помимо других, ранее определенных случаев, также не позднее 6 лет после первичного установления категории "ребенок-инвалид" в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

 

 

·      дети, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

·      дети, употребляющие наркотические средства, психотропные или иные одурманивающие вещества без назначения врача;

·      дети, пострадавшие от преступлений;

·      совершеннолетние, совершившие преступления;

·      несовершеннолетние, совершившие иные правонарушения;

·      иные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в помощи и защите.

 

12.           Система охраны и защиты прав ребенка.

Федеральный закон от 29.02.2012 № 14-ФЗ  «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних»

Федеральный закон направлен на ужесточение наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Предусматривается более строгая уголовная ответственность за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также устанавливается уголовная ответственность за использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предмето.

В соответствии с изменениями принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, совершившим преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего до 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Помимо этого вводится порядок продления применения мер медицинского характера на период после освобождения лиц, совершивших данные преступления.

Пожизненное лишение свободы будет устанавливаться за совершение особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет.

За преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, условное осуждение назначаться не будет.

Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за указанные преступления.

В числе иных новелл – отнесение к  отягчающим обстоятельствам совершение преступления в отношении несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним.

 

Федеральный закон от 01.04.2012 № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации»

В соответствии с новеллами  к работе с детьми не будут допускаться лица, имеющие или имевшие судимость за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Лица, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за указанные преступления (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям), также не будут допускаться к работе с детьми, т.е. к трудовой деятельности либо деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

 

 

Федеральный закон от 03.05.2012 № 45-ФЗ «О внесении изменения в статью 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

При исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты, предназначенные для временного содержания осужденных, перемещаемых к месту отбывания наказания либо из одного места отбывания наказания в другое

Установлено, что в таких транзитно-пересыльных пунктах осужденные должны содержаться на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй статьи 76 УИК РФ (в частности, раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полный курс лечения венерического заболевания и здоровых осужденных).

Предельный срок содержания в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток.